ПРОДАВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ НАНЯТЬ АГЕНТА
В этой статье разберем, насколько оправданным для среднестатистического продавца является решение продавать недвижимость самостоятельно.
Каждый собственник, который продает квартиру, дом или иной объект недвижимости, стоит перед вопросом: продавать самостоятельно или обратить за помощью к агенту по недвижимости. Часто продавцы выбирают первый вариант, размещают объявление в Интернете и ждут звонков покупателей. К удивлению собственников, звонят в этой ситуации только агенты по недвижимости, которые предлагают помощь, просят показать квартиру, а по приезду опять же предлагают помощь.

В результате продавец ждет звонков покупателей с деньгами - звонят же только агенты, которые хотят, чтобы с ними частью этих денег поделились. Еще и договор предлагают заключить, т.е. связать себя обязательствами. Первая реакция продавца – раздражение, поскольку ожидания не оправдываются, агенты постоянно отвлекают, покушаясь на кровно заработанные. В итоге нет ни покупателя, ни душевного равновесия. Ситуация не из приятных. Так стоит ли раздражаться или лучше подойти к ней с холодной головой и разобраться, что же не так. Ведь очевидно, что если желаемого результата нет, значит в действия закралась ошибка. Попробуем разобраться.

Для этого оценим принятое собственником решение продавать самостоятельно. Только не будем давать этому решению оценку с точки зрения того, правильное или неправильное. Подойдем к вопросу с точки зрения эффективно / неэффективно. А для этого, как всегда, оценим факты.

Итак, каждое действие или бездействия влечет за собой определенные последствия. Принятое нашим собственником решение - не исключение. Последствиями в данном случае является то, что собственник возложил на себя хлопоты, связанные с продажей объекта недвижимости, как-то:

- ответы на звонки;
- размещение и обновление рекламы в Интернете;
- риски, связанные приходом в квартиру незнакомых людей;
- ведение переговоров по цене и срокам освобождения объекта и закрепление их результатов;
- сбор необходимых бумаг и организация проведения сделки.

Пройдемся по этому списку.

Ответы на звонки

Как уже сказано, это преимущественно звонки агентов, которые хотят предложить свою помощь, т.е. звонки эти с точки зрения достижения результата продавца не интересуют, так как сами по себе они к продаже объекта его никак не приближают. Иными словами, продавец попросту тратит свое драгоценное время на ни к чему не ведущее общение по телефону вместо того, чтобы заниматься своей собственными работой, хобби и личным делами.

Размещение рекламы в Интернете

Сегодня человек при наличии компьютера, подключенного к Интернету, и минимальных навыков его использования в состоянии разместить объявление о продаже объекта недвижимости. Но сможет ли это объявление быть конкурентным на фоне рекламных компаний агентств недвижимости. Объективный ответ на этот вопрос - нет. В противном случае собственники получали бы звонки не только от агентов по недвижимости, но и от покупателей. В подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Таким образом, человек потратил время на фотографирование квартиры, регистрацию на сайтах, подачу объявлений (возможно, платных), а результат от этих действий нулевой.

Риски, связанные приходом в квартиру незнакомых людей

Рассмотрим, как собственники говорят с покупателями по телефону:

- Здравствуйте!
- Добрый день!
- Квартиру продаете?
- Да, продаю.
- А можно посмотреть сегодня в шесть?
- Да, конечно, приходите.

Вот и все. На этом разговор заканчивается. При этом наш продавец не знает ни кто придет к нему сегодня в шесть, ни есть ли у этого человека деньги на покупку этой квартиры. А собирается ли он вообще ее покупать или это агент, который продает другую квартиру в этом районе, который изучает конкурентов? И это, не говоря о возможной криминальной стороне ситуации. Одним словом, вопросов больше, чем ответов. В результате такого не подготовленного показа, продавец рискует, как минимум, потратить время на "пустой" показ. Как максимум, подвергнет себя, близких и свое имущество ничем неоправданной опасности.

Ведение переговоров и закрепление достигнутых договоренностей

Ведение переговоров мероприятие само по себе эмоционально изматывающее, а когда приходится отстаивать свои интересы, такую нагрузку можно сразу умножать на два. Кроме того, есть категория людей с мягким характером, которым само по себе давление на других и отстаивание своих интересов дается с большим трудом и в исключительных случаях.

Навыки переговорщика мы, агенты по недвижимости, тренируем постоянно. Думаю, соврет тот агент, который скажет, что достиг вершины мастерства в искусстве переговоров – она попросту недостижима. Поэтому берясь за продажу квартиры самостоятельно и воспринимая ее как побочное занятие "после работы" будьте готовы, что результатом проведенных переговоров окажется слишком низкая цена продажи и (или) некомфортные сроки и условия переезда. Либо еще один вариант – если вы кремень и ни пяди родной земли не уступите – вы просто не договоритесь с покупателем и упустите его.

Сбор необходимых бумаг и организация проведения сделки

Подготовка документов и сама сделка выглядят делом элементарным. Особенно для тех, кто уже проходил это при посредничестве агентства недвижимости. Для людей, которые хотя бы раз были клиентами агентства недвижимости, все выглядит примерно так: встретились в агентстве, еще раз проговорили условия сделки, уладили технические детали. Затем приехали в БРТИ, там бумаги уже готовы - осталось вычитать договор, поставить подпись и государственную пошлину оплатить. Что может быть проще? Можем повторить.

На самом деле за всей этой видимой простотой и легкостью стоит колоссальный труд сотрудников агентства недвижимости. Улыбка на лице покупателя обусловлена тем, что риэлтер уже посвятил его в подробности истории квартиры, разъяснил, что сделка для того безопасна и теперь наш покупатель чувствует себя защищенным, поэтому и улыбается, поскольку испытывает искреннюю радость от процесса приобретения недвижимости. Четкая работа регистратора связана с тем, что он провел с этим агентством не один десяток сделок, взаимодействие налажено до автоматизма, а в отношениях царит взаимное доверие.

Когда же продавец и покупатель начинают заниматься оформлением сделки самостоятельно, выясняется, что и в таком "простом" деле есть масса нюансов. Например, государственные органы и РСЦ могут допускать ошибки в выдаваемых документах, а регистраторы и нотариусы не проводят сделку, если такие ошибки в документах допущены. Буквально «из ничего» начинаются суета, нестыковки и, как результат - переживания. Сделка переносится. А если у покупателя при этом сроки "поджимают", например, срок получения кредита истекает? Результатом становятся потерянные нервы, время и средства, а возможно и упущенный покупатель.

Резюме

Как видим, классический набор действий собственника, направленный на то, чтобы продать недвижимость трудно назвать эффективным, так как времени и сил на них затрачивается много, а желаемый результат так и не наступает. Это значит, что решение продавать самостоятельно для большинства продавцов является иррациональным.

К слову, дальнейшая программа действий также известна – в итоге собственник махнет рукой и все-таки наймет себе агента из числа тех, кто к нему доехал "посмотреть квартиру". При этом продавец уже потратил драгоценные время, силы и нервы, а решение о выборе агента имеет эмоциональную подоплеку, а такие решения редко бывают верными.

Так не разумнее ли сразу направить ресурсы на поиск агента по недвижимости, который поможет выгодно и комфортно продать объект вместо того, чтобы понапрасну расходовать имеющиеся силы? Если исходить из позиции эффективно / неэффективно, с которой мы начали, ответ на этот вопрос однозначно утвердительный.

А вот как грамотно подобрать себе агента по недвижимости, читайте в моей статье "Как выбрать агента по недвижимости и не пожалеть".

Или просто заполните форму ниже и мы начнем работать над решением вашего вопроса уже сегодня.

06 ноября / 2020

+375 29 111 07 71 А1
+375 29 238 97 22 МТС
info@maxrealt.com
Регистрационная карта агента АВ 0020357 выдана Министерством Юстиции Республики Беларусь
Удобное время для звонка